Важной особенностью психических процессов является их избирательно- направленный характер.
Физиологическая основа внимания – общая активизация деятельности мозга (переход от сна к бодрствованию и активности). Феномен внимания объясняется наличием в коре больших полушарий особого рода нейронов, не связанных с действием раздражителей разной модальности. К ним относятся нейроны внимания и клетки установки (ожидания). Внимание – это направленность психики на определенные объекты, концентрация сознания, которая вызывает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Внимание как психическая функция как бы не имеет своего продукта. Оно проявляется в продуктивности сенсорных, интеллектуальных, двигательных процессов. Есть «интеллектуальное» (воспоминания и мысли), «зрительное», «слуховое» и другие виды «сенсорного» внимания.
Выделяют внимание произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание человека возникает в следующих условиях:
- Относительная интенсивность раздражителя;
- Контраст между раздражителями;
- Новизна раздражителя;
- Ослабление и приостановка действий раздражителя;
- Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, ее потребностям;
Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой конкретные задачи, цели, что и обуславливает выделение нужных предметов как объектов внимания. Когда деятельность связана с положительной ее мотивацией, эмоциональным отношением к ней, произвольное внимание трансформируется в постпроизвольное к выполняемой деятельности. Важным качеством являются направленность и концентрация внимания. Направленность подчеркивает избирательный характер познавательной деятельности. Концентрация характеризует не просто отвлечение от побочного, но и торможение конкурентной деятельности. С концентрацией связана интенсивность и устойчивость внимания. Разница в интенсивности с субъективной точки зрения характеризуется большим или меньшим погружением в деятельность, степенью заинтересованности ею. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности на протяжении некоторого промежутка времени. Длительность интенсивной концентрации зависит от:
- Отношения к объекту внимания;
- Характера и места деятельности;
- Степени интереса к данному предмету;
- Общей активности человека;
- Внутренней мыслительной активности.
В развитии внимания детей с нарушением слуха отмечаются определенные особенности. Избирательное восприятие исходной информации в силу нарушения функции слухового анализатора у детей происходит медленнее, чем у слышащих. Объем внимания, развитие его устойчивости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников, глухие школьники значительно чаще, чем слышащие, совершают ошибки при вычленении необходимой информации. Своеобразие переключаемости внимания заключается в обусловленности характером новой деятельности, на которую оказывает влияние предыдущая деятельность и другие системы связей. У школьников с нарушением слуха значительные нарушения возникают при усвоении новых инструкций, снижена скорость переработки информации, увеличено число ошибок. Продуктивность внимания значительно ниже, чем у слышащих сверстников. Обнаруживается зависимость характеристик зрительного внимания от степени новизны, уровня сложности, содержания предъявляемого материала и от условий его предъявления. Скорость процесса приема и переработки информации у неслышащих детей ниже, чем у их слышащих сверстников. У глухих детей отмечается тенденция к более «замедленному» вхождению в работу и в целом более медленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников. Внимание детей с нарушением слуха часто отвлекается от основной деятельности на побочные объекты. Отвлечение внимания вызывают смены ситуаций. Трудности возникают в переключении внимания, что необходимо при переходе с одного вида деятельности на другой, от одного объекта к другому. Наивысший темп развития произвольного внимания у глухих детей выпадает на подростковый возраст, в то время, как у слышащих процесс формирования основных функций внимания происходит несколько раньше. На всех этапах обучения продуктивность внимания остается более низкой, чем у слышащих. У глухих детей продуктивность внимания зависит от характера предъявляемого материала. Результаты фигурных тестов у глухих свидетельствуют, что визуально дети точнее определяют информационные признаки объектов. Направленность и концентрированность зависит от поставленной задачи, цели. Внимание есть проявление воли.
В целях обеспечения высокой продуктивности внимания необходимо более полное информирование учеников об условиях будущей деятельности. Важное значение для повышения эффективности внимания школьников имеет стимулирование их с помощью дополнительных установок. Установка на увеличение качественных показателей деятельности позволяет сократить количество ошибок. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности детей. Важную роль в развитии внимания детей с нарушением слуха играет словесная регуляция, тесная связь деятельности с чувствами, интересами, прошлым опытом. Произвольное внимание глухих детей оказывается более устойчивым при:
- правильной организации учебного процесса;
- соответствующей методике преподавания;
- информационной насыщенности материала;
- эмоционально-положительных взаимоотношениях;
- наличии интеллектуального фона класса.
Можно сделать урок занимательным. Но в средних и старших классах от детей требуется проявление волевых усилий в большей степени. Учитель должен контролировать ход мыслей ребенка, содержание речевой деятельности, качество восприятия материала, искать индивидуальный подход к развитию внимания непоседливых детей. Рекомендации по повышению познавательной активности младших школьников, имеющих нарушения слуха:
- Учет того факта, что социальные мотивы (прежде всего, получение высоких отметок, мотив «хочу учится лучше всех») остаются доминировать на протяжении всего школьного возраста, только к концу младшего школьного возраста происходит возрастание учебно-познавательной мотивации у глухих школьников.
- Оптимальная организация педагогического процесса, способствующая успешному накоплению знаний, их систематизации, сохранению и т.д.
- Обеспечение положительного эмоционального отношения к педагогу, налаживание позитивного контакта между учеником и учителем.
- Максимальное использование наглядных пособий, школьной атрибутики, отвечающих требованиям внешней привлекательности.
- Организация на уроке самостоятельного практического поиска учащимися ответов на поставленные вопросы.
- Привлечение самих учащихся к постановке учебных задач для класса, придумыванию подходящих примеров и т.д.
- Актуализация имеющихся знаний, показ нового в старом и уже знакомого в новом.
Педагог должен учитывать относительную замедленность развития детей с нарушением слуха, выдвигая соответствующие требования и выжидая результаты. Помощь нужно оказывать до тех пор, пока не будет достигнута завершенность, не убирать эту помощь преждевременно.
Педагог-психолог
разгарнуць » / « згарнуць