Язык — это тело мышления.
Г. Гегель
Обучение глухих детей в общеобразовательных учреждениях создает важную для развития и восприятия устной речи речевую среду как способ социализации детей с нарушенным слухом. Обучение речевой деятельности и формирование речевого поведения должно происходить одновременно по принципу:
к потребности слушать и общаться речью.
При нарушении слуха уровень развития речи неодинаков и зависит от следующих факторов: степень нарушения слуха; время возникновения дефекта слухового анализатора; педагогические условия, в которых находился ребенок после нарушения функционирования слухового анализатора; индивидуальные особенности самого ребенка. Педагоги проводят специальную работу в II направлениях:
-обучение восприятию устной речи;
-развитие навыка произношения.
Каждое из двух направлений имеет свои задачи, содержащие методические приёмы достижения результатов.
Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по всем учебным предметам. Так, в программе по русскому языку 2008 года был отдельно выделен раздел «Развитие речи (коммуникативная компетенция)». С 2016 года введен предмет «Развитие речи», который проводится в 1 – 3 классах 1 раз в неделю.
Цель и задачи развития речи детей отражены в учебной программе по учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» для I—III классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха
Целью обучения предмету «Развитие речи» является овладение учащимися с нарушением слуха устным речевым общением в единстве всех его функций — интерактивной (взаимодействие), коммуникативной (обмен информацией) и социально-перцептивной
(восприятие и понимание человека человеком) в различных ситуациях общения.
Задачи предмета формировать компетенции, которые представляют способности
· (прагматическую) проявлять речевую активность, устанавливать, поддерживать и завершать контакт, адекватно подбирать вербальные средства в зависимости от условий общения и поставленной цели;
· формировать лингвистическую компетенцию, которая определяется как способность владеть языковым материалом — лексическими, морфологическими, синтаксическими и фонологическими средствами языка и умение пользоваться ими в речи;
· формировать дискурсивную (от лат. discursus — беседа, разговор) компетенцию, которая проявляется в способности понимать высказывания собеседника и выражать собственные мысли в виде целостного, связного и логичного высказывания;
· формировать компенсаторную компетенцию, которая выявляется в способности использовать вербальные и невербальные средства, с тем чтобы решать насущные коммуникативные задачи и достигать цели общения в условиях недостатка речевого и социального опыта;
· формировать социально-личностную компетенцию, которая озна-чает приобщение учащихся с нарушением слуха к социальному опыту с использованием словесной речи, усвоение определенных социальных норм и ценностей, обеспечивающих эффективное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения;
· формировать учебно-познавательную компетенцию, которая включает овладение регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.
Предмет «Развитие речи» направлен прежде всего на применение полученных знаний и умений в практике речевого общения.
Методологическую основу обучения речевому общению составляют культурологический, коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный подходы.
Весь процесс обучения строится на слухо-зрительной основе, используются вспомогательные средства: дактильная речь, жестовая
речь, визуально-фонетическая система коммуникации, письменная речь — в виде табличек.
В содержании работы внутри тем по формированию у учащихся коммуникативных умений для осуществления речевого общения (в устной форме) можно условно выделить следующие разделы: понимание и выполнение поручений; развитие диалогической речи; развитие монологической речи.
Владение языком предполагает возможность свободного пользования им в различных, условиях общения. В специальном обучении языку речевое общение выступает и как конечная дидактическая цель, и как путь (или средство) для ее достижения, так как научиться языку каким-либо иным способом (т.е. не общаясь, не приобретая возможность мыслить на нем, не используя язык по его прямому назначению) нельзя. Поэтому очень важно правильно понимать, из каких компонентов складывается речевое общение, в каких видах и формах оно может осуществляться, каковы основные условия, обеспечивающие общение.
Речевое общение разнообразно по формам (устной и письменной) и видам реплика, диалог, монолог, беседа... Все эти виды и формы речевого общения имеют как общие черты, так и существенные различия, учет которых необходим в методическом плане.
В начале было Слово — в конце Фраза
Стани́слав Е́жи Лец
Развитие речи учащихся с нарушением слуха ведется по четырем направлениям: над словом (лексический уровень), над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), над связной речью (уровень текста) и над произношением (произносительный уровень). В связи с этим на каждом уроке педагог должен работать над правильным и точным употреблением детьми слов, формировать у учащихся умение грамотно строить предложения, излагать свои мысли, пересказывать, развивать слуховое и слухо-зрительное восприятие, коррегировать произношение.
В последние годы активизировалось обсуждение вопросов, связанных с использованием жестовой речи в системе образования детей с нарушением слуха. На мой взгляд, для обеспечения качественного образования учащихся с различными нарушениями слуха – это использования разных форм речи в процессе обучения и
воспитания с учетом возможностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации и интеграции в обществе.
На уроках (занятиях), если учащийся испытывает затруднения в выражении своих мыслей в словесной форме, не может подобрать нужное слово / словосочетание, педагог должен дать возможность высказаться с использованием жестовой речи, а затем дать образец словесного высказывания (в устной или письменной формах), обязательно попросить учащегося повторить устно или написать это высказывание.
По мнению А.Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова учащимся. Нужно использовать разнообразные методы и приемы семантизации лексики (раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных). Их можно разделить на две группы: наглядные и вербальные.
Первая группа приемов в основном предназначена для слов с конкретным значением. Она включает использование наглядных средств: самих предметов или их изображений (картинок, рисунков, муляжей, макетов), слайдов, учебных фильмов, а также демонстрации действий, создание наглядных ситуаций.
Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Активно привлекаются зрительное и слуховое восприятие, кинестетические ощущения, тактильно вибрационная чувствительность. Сурдопедагог помогает глухому ребенку овладеть движениями речевого аппарата, развить слуховое восприятие (с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры).
Вторая группа – вербальные (словесные способы) – используются по мере повышения уровня речевого развития детей и для слов с отвлеченным значением:
- подбор синонимов (мужественный – смелый);
- подбор антонимов (хохотать – плакать);
- привлечение перифразы, т.е. передача содержания слова или выражения другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился - сидел тихо, не шевелился);
- подбор определений (слово подводится под родовое понятие и указывается его видовой признак: полустанок - маленькая железнодорожная станция);
- морфологический анализ структуры слов (если ученикам знаком корень слова, несущий основную лексическую нагрузку, или корни в сложных словах, например, снегопад – снег падает)
Обучение на ситуативном уровне:
-создание ситуаций, требующих употребления того или иного слова, фразы;
-проведение специальных упражнений и дидактических игр.
Учебная речевая ситуация на занятиях по развитию речи остается методическим средством на всех этапах работы (от первичной семантизации до коммуникативных упражнений). Выбор ситуации определяется особенностями смысловых отношений, степенью их отвлеченности, лексическими и грамматическими средствами, их выражающими.
Занятия по развитию речи и обучению грамоте отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Формируется умение вести диалог.
Упражнения на составление диалогов могут быть следующими:
- составление диалога по заданной ситуации;
- составление диалога по картинке;
- составление диалога по заданной теме;
- продолжение начатого диалога;
- восполнение диалога;
- дополнение реплик;
- исключение из диалога лишних реплик;
- восстановление диалога;
- составление реплик — вопросов по данным ответам и наоборот;
- сюжетно-ролевые игры;
- совершенствование диалога;
- перестройка диалога;
- восстановление реплик диалога по ситуации;
- ведение диалога по заданию учителя;
- диалог-расспрос о сюжете закрытой картины;
- диалог-расспрос
Одним из наиболее распространенных видов работ по развитию разговорной речи на уроках развития речи является работа по закрытой картинке (Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П., 1991). Цель работы: научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы детей носят ярко выраженный мотивированный характер, так как они действительно хотят узнать о том, что изображено на картинке.
Существует несколько вариантов работы по картинке или серии картин: описание картины; рассказ-повествование по серии картинок; рассказ-повествование по одной картинке; восстановление событий, предшествующих (или последующих) событиям, изображённым на картинке.
Уроки развития речи, главной задачей которых является обучение глухих школьников речи в различных ее формах (диалогической (разговорной), монологической (связанной), устной, письменной), должны быть тщательно спланированы. Каждый урок представляет собой нечто целое, законченное и в то же время находится в тесной взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками (Вишневская Е.Е., 1979).
Планируемый урок по развитию речи должен иметь четкую структуру. Как правило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых осуществляется повторение пройденного материала, закрепление полученных знаний и умений. Независимо от вида работы на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы (компоненты, звенья) урока, которые идут последовательно один за другим и взаимосвязаны между собой.
Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование или аппликация птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.
Подготовка к занятию «Развитие речи»
° Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.
° Воспитательный характер занятия (принцип воспитывающего обучения). На занятиях решается комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания.
° Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита путем принуждения. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношениями между педагогом и детьми, психологическим комфортом на уроке.
° Большое значение имеет интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.
Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер.
раскрыть » / « свернуть