В соответствии с приказом Главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета от 31.08.2022 №402 «Об организации деятельности областных ресурсных центров учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования» на базе государственного учреждения образования «Ждановичская специальная школа-интернат» в 2022/2023 учебном году осуществлял деятельность ресурсный центр специального образования для детей с нарушением слуха.
В 2022/2023 учебном году целью работы ресурсного центра было создание условий для повышения качества образования детей с нарушением слуха путём распространения эффективного педагогического опыта по обучению, воспитанию, оказанию коррекционной помощи и полного психолого-педагогического сопровождения детям с нарушением слуха, в том числе детям после кохлеарной имплантации. Ресурсным центром проводится работа по аккумуляции и распространению эффективного педагогического опыта работников учреждения образования, на базе которого он функционирует, в соответствии с направлением деятельности.
В ресурсном центре имеются и регулярно пополняются медиатеки современных учебно-методических материалов, а также электронные учебники и озвученная литература, звукоусиливающая аппаратура, электронные материалы для методического обеспечения образовательного процесса.
Имеется в наличии медиатека современных учебно-методических материалов, ЭОР:
Аудиовизуальные комплексы как средства слухо-речевого развития детей с нарушением слуха. (Авторы: Феклистова С.Н., Веретенникова А.В., Волчек И.В., Будник Д.А., Платоненко Д.С., Раткевич А.В., Сея-Глинская М.Э., Ярошевич Т.П.);
Бос – аппаратно-программные комплексы биологически-обратной связи как средство коррекции и совершенствования функции речи. (Автор идеи: Сметанкин А.А., кандидат биологических наук, ректор института повышения квалификации «Институт Бос»);
специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном». (Авторы: И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова);
специализированная мультимедийная программа «Состав числа». (Авторы: И.В. Больших, О.И. Кукушкина, З.М. Кордун);
цикл компьютерных программ «Картина мира». (Авторы: О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова);
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь». (Авторы: О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская);
Учебно-методическое пособие «Аудиовизуальные комплексы как средство слухоречевого развития детей с нарушением слуха»;
интерактивное средство обучения «Многоуровневый интерактивный плакат «Календарь погоды» (Автор: Волчун А.О.);
аудиовизуальный комплекс «У врача» (Автор: Ярошевич Т.П.).
На страницах и в разделах ресурсного центра на сайте учреждения образования размещены методические материалы и статьи, списки методической литературы, консультационные материалы для педагогов и родителей, тематические ссылки; отражаются мероприятия, проводимые в рамках деятельности ресурсных центров.
Ежегодно фиксируется около 5000-5500 посещений страницы (раздела) ресурсного центра.
Педагоги школы являются авторами научных публикаций в журналах «Выхаванне i адукацыя», «Весцi БДПУ», «Спецыяльная адукацыя» и другие:
Ярошевич, Т. П. Материалы вебинара «Ресурсный потенциал аудиовизуальных комплексов для реализации стратегий адаптации текстов при развитии связной речи детей с нарушением слуха» / Т. П. Ярошевич // Ориентация на будущие поколения: материалы Республиканского социально-образовательного проекта. – Минск: БГПУ, 2022. – С. 169 – 170.
Ярошевич, Т. П. Современные подходы к адаптации текстов и текстовых заданий при обучении учебному предмету «Русский язык» учащихся с нарушением слуха / Т. П. Ярошевич // Специальное образование XXI века: материалы междунар. науч. форума, Санкт-Петербург, 20-21 апр. 2022 г. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. – С. 412 – 418.
Ярошевич, Т. П. Адаптация текстов и текстовых заданий при обучении русскому языку учащихся с нарушением слуха в контексте принципа инклюзии в образовании / Т. П. Ярошевич // Адукацыя i выхаванне. – 2022. – № 6. – С. 40-47 (ВАК РБ).
Ярошевич, Т. П. Адаптация учебного материала при обучении русскому языку учащихся с особенностями психофизического развития
в контексте принципа инклюзии в образовании / Т. П. Ярошевич // Весцi БДПУ. – 2022. – № 3. – С. 43–46 (ВАК РБ).
Ярошевич, Т. П. Адаптация текстов, текстовых заданий и методики работы по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для учащихся с особенностями психофизического развития в контексте принципа инклюзии в образовании / Т. П. Ярошевич // Спецыяльная адукацыя. – 2023. – № 1. – С. 32–36.
Ярошевич, Т. П. Адаптация учебного материала по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для учащихся с особенностями психофизического развития в контексте принципа инклюзии в образовании / Т. П. Ярошевич // Современные векторы развития специального и инклюзивного образования: материалы Международной научно-практической конференции, г. Ярославль, 08-10 февраля 2023 г. Ярославль.
Феклистова С. Н. Группы особых образовательных потребностей учащихся с нарушением слуха в области работы с текстом и текстовыми заданиями по учебному предмету «Русский язык» / С. Н. Феклистова, Т. П. Ярошевич // Адукацыя i выхаванне. – 2023.
Совместными усилиями учителей школы создается и пополняется видеотека учебных, внеклассных и коррекционных занятий с учащимися с нарушением слуха. Оказывается консультативная помощь учителям школы по вопросам обучения, воспитания и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха дошкольного и школьного возраста. Педагогами школы-интерната совместно со специалистами БГПУ им.М.Танка разрабатываются учебные программы:
Феклистова С. Н., Ярошевич Т. П. Методика развития речи учащихся с нарушением слуха: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-03 03 06 Сурдопедагогика, 2022.
Феклистова С. Н., Ярошевич Т. П. Методика развития речи учащихся с нарушением слуха: электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине для специальности: 1-03 03 06 Сурдопедагогика, 2023.
Феклистова, С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха : учеб. – метод. пособие / С. Н. Феклистова, Т. П. Ярошевич, Л. А. Чернышевич. – Минск: БГПУ, 2023 (сентябрь-октябрь).
Технологизация инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего и специального образования / Т. Н. Юрок
[и др.]. / под ред. Т. Н. Юрок. – Минск: Национальный институт образования, 2023.
27 января 2023 года был проведен обучающий курса «Адаптация учебного материала по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература (литературное чтение)» для учащихся с особенностями психофизического развития (нарушение слуха, речи, расстройства аутистического спектра), обучающихся на I и II ступени общего среднего образования, в контексте принципа инклюзии в образовании» на базе Республиканского центра развития инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка.
В 2022 году велась научно-исследовательская работа, направленная на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь «Разработка научно-методического обеспечения дифференциации образования учащихся с особенностями психофизического развития на I ступени общего среднего образования в контексте реализации принципа инклюзии в образовании», научный руководитель Феклистова С. Н., доктор педагогических наук, доцент.
В рамках вышеуказанной НИР разработан «Макетный образец методических рекомендаций по адаптации учебного материала для учащихся с особенностями психофизического развития, обучающихся на I ступени общего среднего образования, по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература (литературное чтение)».
В ноябре-декабре 2022 года был проведен обучающий курс «Интенсификация развития навыков коммуникации как области жизненной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках по учебным предметам «Развитие речи» и «Предметно-практическое обучение» на базе Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка.
Декабрь - январь 2022-2023 года - проведение обучающего курса «Адаптация учебного материала по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература (литературное чтение)» для учащихся с особенностями психофизического развития (нарушение слуха, речи, расстройства аутистического спектра), обучающихся на I и II ступени общего среднего образования, в контексте принципа инклюзии в образовании» на базе Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка.
Был подписан акт об использовании в образовательном процессе разработки «Макетный образец методических рекомендаций по адаптации учебного материала для учащихся с особенностями психофизического
развития, обучающихся на I ступени общего среднего образования, по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература (литературное чтение)», выполненной по теме НИР «Разработать научно-методическое обеспечение дифференциации образования учащихся с особенностями психофизического развития на I ступени общего среднего образования в контексте реализации принципа инклюзии в образовании» (№ГР 20211727).
Разработка используется в процессе проведения учебных занятий по учебной дисциплине «Методика коррекционно-развивающего обучения при нарушении слуха (Методика развития речи учащихся с нарушением слуха» (для специальности 1-03 03 06 Сурдопедагогика).
В октябре-ноябре 2023 году будет проведен обучающий курс «Адаптация учебного материала по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература (литературное чтение)» для учащихся с особенностями психофизического развития в контексте принципа инклюзии в образовании» на базе Республиканского центра развития инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка.
Педагоги школы-интерната так же являются рецензентами на учебные пособия:
рецензия на учебное пособие Е.В.Рахмановой, И.П.Счастной «Литературное чтение» (1 часть. Учебное пособие для 2 класса специальных школ, специальных школ-интернатов для учащихся с нарушением слуха). 1-е издание.-Минск, 2022;
рецензия на учебное пособие Е.В.Рахмановой, И.П.Счастной «Литературное чтение» (2 часть. Учебное пособие для 2 класса специальных школ, специальных школ-интернатов для учащихся с нарушением слуха). 1-е издание.-Минск, 2022;
рецензия на учебное пособие Е.В.Рахмановой, И.П.Счастной «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» (учебное пособие для 2 класса специальных школ, специальных школ-интернатов для учащихсяс нарушением слуха).-Минск, 2022.
В 2022/2023 учебном году педагогами школы-интерната проводилась опытная проверка учебных пособий для учреждений образования, которые реализуют образовательные программы дошкольного, общего среднего и специального образования: Рахманова Е.В. «Букварь» (2020 год), Рахманова Е.В. «Пропись 1» (2020 год), Рахманова Е.В. «Пропись 2» (2020 год), Рахманова Е.В. «Пропись 3» (2020 год).
Педагоги школы-интерната являются участниками и призерами различных конкурсов - «Педагогическая IT-мозаика» (диплом III степени в
номинации «ЭОР в специальном образовании»); «Компьютер.Образование.Интернет», «Современные технологии в специальном образовании», «Областной конкурс пособий и средств альтернативной коммуникации для детей с ОПФР» (Диплом I степени).
Ресурсный центр имеет хорошую материально-техническую базу. Для качественного осуществления образовательного процесса оборудовано 14 учебных кабинетов, 2 лаборантских, методический кабинет, кабинеты коррекционной работы, кабинет социально-бытовой адаптации, кабинет ритмики и танца, кабинет труда и швейная мастерская, спортивный и тренажерный залы, стадион, эколого-краеведческий музей, художественная мастерская, кабинеты дополнительного образования, сенсорная комната. Ресурсное обеспечение школы-интерната удовлетворяет запросы участников образовательного процесса.
Для внедрения и использования информационных технологий в образовательном процессе в школе-интернате создана и модернизируется материально-техническая база: 2 компьютерных класса (из них один – мобильный), 9 мультимедийных проекторов, 3 интерактивные доски,2 мультиборда, 18 принтеров и МФУ. Общее количество компьютеров – 43, из них в образовательном процессе используется 35 (27 имеют выход в Интернет).
Для проведения коррекционной работы оборудован кабинет слуховой работы, оснащенный звукоусиливающей аппаратурой, электроакустическим коррекционно-развивающим беспроводным оборудованием коллективного пользования, аудиометром, аппаратом «Фоникс» для проверки работы индивидуальных слуховых аппаратов, компьютером с программным обеспечением для работы с детьми по развитию речи и слухового восприятия.
Кабинет коррекционной работы оснащен логокоррекционным комплексом БОС (биологически обратной связи).
раскрыть » / « свернуть